Как организовать дистанционное обучение учеников с ОВЗ

Юлия Патеева, юрист-редактор Системы Образование

Чтобы организовать обучение, используйте рекомендацию. В ней – требования к условиям обучения и как подготовить к обучению учеников, их родителей и педагогов, методические материалы.

Как создать условия для дистанционного обучения учеников с ОВЗ

Распорядитесь составить расписание уроков и внести изменения в образовательную программу. Выясните необходимость учеников в средствах обучения.

Расписание онлайн-уроков. Поручите заместителю по УВР совместно с педагогами спланировать проведение уроков. Для этого надо учесть время пользования ребенком компьютера. Для детей всех возрастов уроки должны длиться до 10–15 минут, а перерыв между ними – 15–20 минут. За сутки можно провести до трех–четырех уроков в зависимости от типа образовательной программы. Перед уроками следует предусмотреть консультацию педагога-психолога. Расписание можете утвердить после того, как согласуете с родителями время уроков. Для этого они должны прислать письмо-подтверждение, например, на электронную почту или мессенджер. Затем утвержденное расписание разошлите всем участникам образовательной деятельности.

Образовательная программа. Распорядитесь, чтобы педагоги внесли изменения в АОП и АООП. В них надо отразить, что образовательная деятельность ведется с помощью дистанционных технологий.

Средства обучения. Выясните возможности семьи по организации рабочего места ребенка. Имеются ли письменный стол и стул, компьютер с веб-камерой и микрофоном, ноутбук или планшет, принтер. Если родители не могут организовать место для учебы, предоставьте им под расписку ресурсы школы.

Как адаптировать учеников с ОВЗ к дистанционному обучению

Организуйте психологическое сопровождение. Для этого поручите педагогу-психологу консультировать в начальной школе – родителей, в основной и старшей – учеников и родителей учеников со сниженным интеллектом. Проконтролируйте, чтобы педагог-психолог разработал тематический план консультаций на адаптационный период. Он может включать темы:

Проконтролируйте, чтобы педагог-психолог фиксировал проведенные консультации в отчетной документации. Ее образец – в примере.

Пример

Рабочий лист педагога-психолога в журнале учета проведенных групповых и индивидуальных занятий

Дата занятия

Тема занятия

Ф. И. О. обучающегося

Примечание

06.04.2020

«Тест нервно-психической адаптации»

Петров В./дистанционно

Проводился в присутствии мамы, смогли пройти 10 вопросов из 26, Ваня все время отвлекался, частая смена эмоций, явная раздражительность. Повторное проведение теста запланировано на 07.04.2020

07.04.2020

«Тест нервно-психической адаптации»

Петров В./дистанционно

Изменили время занятия, провели тестирование по всем запланированным вопросам. Ваня активен, хорошо откликается на контакт

Как подготовить педагогов к дистанционному обучению учеников с ОВЗ

Проведите онлайн-совещание с педагогами, которые работают с учениками с ОВЗ. В начале расскажите им о платформах, программах и приложениях для дистанционного обучения учеников. Поручите составить задания для текущего обучения, самостоятельной работы или работы с родителями. Попросите заранее размещать материалы, необходимые для занятия, в файлообменниках или в электронном журнале. Обяжите заранее высылать родителям информацию о том, что будут проходить на уроке, какие подручные средства или письменные принадлежности понадобятся. Чтобы ребенок смог выбрать время и темп выполнения задания, обяжите педагогов дать подробную инструкцию по его выполнению, обозначить дату проверки и форму обратной связи. В конце совещания предоставьте подчиненным методрекомендации Минпросвещения и Института коррекционной педагогики по дистанционному обучению.

Рекомендации для педагогов

Как обучать детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями

Как педагогу-психологу сопровождать учеников с РАС

Как проводить коррекционно-развивающие занятия для учеников с ЗПР

Как подготовить родителей учеников с ОВЗ к дистанционному обучению

Поручите заместителю по УВР или классным руководителям учеников с ОВЗ проинформировать родителей об особенностях дистанционного обучения. Для этого представьте работникам рекомендации Минпросвещения. Подчиненные могут их использовать при разговоре с родителями либо представить родителям для самостоятельного изучения.

Рекомендации для родителей

Как создать условия для обучения детей с ЗПР

Как организовать развивающие занятия

Как организовать домашний режим при обучении ребенка с РАС

Как обучать ребенка с тяжелым нарушением речи

Как обучать учеников с ТНР (вариант обучения 5.2)